Утверждаю Директор МБОУ-ООШ №21 ____________А.Б.Бахметьев «_____»_____________2024г План работы педагога-психолога с детьми ОВЗ и инвалидами 2024-2025 учебный год Цель: создание условий для всестороннего развития личности, деятельности детей с нарушением интеллекта, формирование способов и приемов взаимодействия этих детей с миром людей и окружающим их предметным миром. Задачи: 1. Выявление особых образовательных потребностей ребенка. 2. Осуществление индивидуальной психолого -педагогической помощи ребенка. 3. Помощь ребенку в освоении образовательной программы начального общего образования и интеграции в образовательном учреждении. 4. Оказание методической помощи родителям и педагогам, осуществляющим учебно-воспитательную функцию ребенка 5. Отслеживание динамики развития ребенка. № Направления в работе Цель 1. Изучение медицинских карт, просмотр карт развития ребенка. Сбор сведений об особенностях развития детей. 2. Выявление запроса на оказание психологической помощи Выявление запроса со стороны медицинского персонала и родителей на необходимость коррекционной работы с ребенком-инвалидом и его родителями. Сроки Сентябрь Сентябрь семьям с детьми ОВЗ и инвалидами 3. Наблюдение за детьми, как на занятиях и в свободной игровой деятельности. Изучение личностных особенностей и особенностей поведения детей. Сентябрь, октябрь. 4. Диагностика детей с использованием различных психологических методик. Изучение личностных особенностей, развития познавательной деятельности детей. Анализ поведенческих реакций, эмоциональной сферы; проблем в общении; наличие страхов, комплексов. Октябрь, апрель. 5. Изучение психологического климата в группе. Изучение степени сплочённости в коллективе и его отношения к ребёнку-инвалиду. Октябрь, апрель. 6. Комплексное диагностическое обследование в процессе индивидуального консультирования семей. -Исследование семейной атмосферы (межличностное взаимодействие в результате заболевания с супругами, с ребенком, другими родственниками); -Определение семейной ситуации в процессе болезни ребенка (кризисная или нет). Октябрь, апрель. 7. Разработка рекомендации по каждому ребёнку, с описанием их индивидуальных особенностей. Каждого ребенку разрабатывается план индивидуальных занятий с учетом индивидуальных особенностей и личностных качеств. Разрабатываются психологопедагогические рекомендации для воспитателей и специалистов для индивидуальной работы с каждым ребенком с учетом его возможностей. Разрабатываются рекомендации для родителей. Октябрь 8. Профилактическая и психокоррекционная работа с детьми ОВЗ и инвалидами Снятие нервно-психического напряжения; коррекция самооценки; развитие психических функций – памяти, мышления, воображения, внимания; формирование коммуникативных навыков. В течение года. 9. - Создание благоприятного психоэмоционального климата в семьях детей-инвалидов, вооружение родителей психологопедагогическими знаниями с целью улучшения эмоционального климата в детско-родительских отношений. При этом мы выделяем следующее: Проведение консультаций, с • формирование позитивной самооценки родителей, снятие целью сохранения, укрепления, тревожности; развития духовной, • формирование благоприятного эмоционального психической, социальной микроклимата в семье; составляющих эмоционального • развитие умений самоанализа и преодоления реагирования в детско психологических барьеров, мешающих полноценному родительских отношениях у самовыражению; семей с ребенком - инвалидом. • формирование позитивных эмоциональных установок в сознании родителей; • оптимизация родительско-детских отношений; • совершенствование коммуникативных форм поведения; • формирование навыков адекватного общения с окружающим миром. 10. Взаимодействие с группой детей -Формирование терпимого отношения к особенностям детей-инвалидов. -Развитие навыков сотрудничества и взаимопомощи. 11. Психологическое консультирование педагогов и специалистов. Оказание психологической помощи и поддержки в обучении и воспитании детей ОВЗ и инвалидами, разработка рекомендаций по каждому конкретному случаю. В течение года. В течение года. В течение года.