Утверждаю
Директор МБОУ-ООШ №21
____________А.Б.Бахметьев
«_____»_____________2024г
План работы педагога-психолога с детьми ОВЗ и инвалидами
2024-2025 учебный год
Цель: создание условий для всестороннего развития личности, деятельности детей с нарушением интеллекта, формирование
способов и приемов взаимодействия этих детей с миром людей и окружающим их предметным миром.
Задачи:
1. Выявление особых образовательных потребностей ребенка.
2. Осуществление индивидуальной психолого -педагогической помощи ребенка.
3. Помощь ребенку в освоении образовательной программы начального общего образования и интеграции в образовательном
учреждении.
4. Оказание методической помощи родителям и педагогам, осуществляющим учебно-воспитательную функцию ребенка
5. Отслеживание динамики развития ребенка.
№
Направления в работе
Цель
1.
Изучение медицинских карт,
просмотр карт развития ребенка.
Сбор сведений об особенностях развития детей.
2.
Выявление запроса на оказание
психологической помощи
Выявление запроса со стороны медицинского персонала и
родителей на необходимость коррекционной работы с
ребенком-инвалидом и его родителями.
Сроки
Сентябрь
Сентябрь
семьям с детьми ОВЗ и
инвалидами
3.
Наблюдение за детьми, как на
занятиях и в свободной игровой
деятельности.
Изучение личностных особенностей и особенностей
поведения детей.
Сентябрь,
октябрь.
4.
Диагностика детей с
использованием различных
психологических методик.
Изучение личностных особенностей, развития
познавательной деятельности детей. Анализ поведенческих
реакций, эмоциональной сферы; проблем в
общении; наличие страхов, комплексов.
Октябрь,
апрель.
5.
Изучение психологического
климата в группе.
Изучение степени сплочённости в коллективе и его
отношения к ребёнку-инвалиду.
Октябрь,
апрель.
6.
Комплексное диагностическое
обследование в процессе
индивидуального
консультирования семей.
-Исследование семейной атмосферы (межличностное
взаимодействие в результате заболевания с супругами, с
ребенком, другими родственниками);
-Определение семейной ситуации в процессе болезни
ребенка (кризисная или нет).
Октябрь,
апрель.
7.
Разработка рекомендации по
каждому ребёнку, с описанием
их индивидуальных
особенностей.
Каждого ребенку разрабатывается план индивидуальных
занятий с учетом индивидуальных особенностей и
личностных качеств. Разрабатываются психологопедагогические рекомендации для воспитателей и
специалистов для индивидуальной работы с каждым
ребенком с учетом его возможностей. Разрабатываются
рекомендации для родителей.
Октябрь
8.
Профилактическая и
психокоррекционная работа с
детьми ОВЗ и инвалидами
Снятие нервно-психического напряжения; коррекция
самооценки; развитие психических функций – памяти,
мышления, воображения, внимания; формирование
коммуникативных навыков.
В течение
года.
9.
- Создание благоприятного психоэмоционального климата в
семьях детей-инвалидов, вооружение родителей психологопедагогическими знаниями с целью улучшения
эмоционального климата в детско-родительских отношений.
При этом мы выделяем следующее:
Проведение консультаций, с
• формирование позитивной самооценки родителей, снятие
целью сохранения, укрепления,
тревожности;
развития духовной,
• формирование благоприятного эмоционального
психической, социальной
микроклимата в семье;
составляющих эмоционального
• развитие умений самоанализа и преодоления
реагирования в детско психологических барьеров, мешающих полноценному
родительских отношениях у
самовыражению;
семей с ребенком - инвалидом.
• формирование позитивных эмоциональных установок в
сознании родителей;
• оптимизация родительско-детских отношений;
• совершенствование коммуникативных форм поведения;
• формирование навыков адекватного общения с
окружающим миром.
10.
Взаимодействие с группой детей
-Формирование терпимого отношения к особенностям
детей-инвалидов.
-Развитие навыков сотрудничества и взаимопомощи.
11.
Психологическое
консультирование педагогов и
специалистов.
Оказание психологической помощи и поддержки в обучении
и воспитании детей ОВЗ и инвалидами, разработка
рекомендаций по каждому конкретному случаю.
В течение
года.
В течение
года.
В течение
года.