Положение о языке образования и порядке организации изучения родных и иностранных языков в МБОУ-ООШ № 21

Муниципальное образование город Армавир
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №21
(МБОУ-ООШ №21)
СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом
МБОУ-ООШ №21
протокол от 30.08.2024 г. № 1

УТВЕРЖДЕНО
приказом директора МБОУ-ООШ №21
от 30.08.2024 г. № 01-02/109
А.Б.Бахметьев

Положение
о языке образования и порядке организации
изучения родных и иностранных языков в
муниципальном бюджетном
общеобразовательного учреждения–
основной общеобразовательной школе № 21

1. Общие положение
1.1. Положение о языке образования и порядке организации изучения
родных и иностранных языков в муниципальном бюджетном
общеобразовательного учреждения–основной общеобразовательной школе
№ 21 (далее – образовательная организация), осуществляющей
образовательную деятельность по реализации образовательных программ
начального общего, основного общего образования, регулирует
использование государственного языка Российской Федерации в
образовательной деятельности, права граждан Российской Федерации на
пользование государственным языком Российской Федерации, а также
изучение иностранного языка в целях развития языковой культуры в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
1.2. Положение разработано в соответствии с требованиями нормативно –
правовых актов:
• Конституции Российской Федерации;
• Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (в действующей редакции);
• Декларации о языках народов России «О языках народов Российской
Федерации» от 25.10.1991 г. № 1807-1 с изменениями на 11 июня 2021 года;
• Федерального закона от 01.06.2005 № 53-ФЗ «О государственном языке
Российской Федерации» (в действующей редакции);
• Приказа Министерства просвещения РФ от 2 сентября 2020 № 458 «Об
утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
• Федерального
государственного
образовательного
стандарта
начального общего образования, утвержденного приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373 (с
изменениями и дополнениями 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18
декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г., 11 декабря
2020 г.);
• Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 (с
изменениями и дополнениями 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 11
декабря 2020 г., 8 ноября 2022 г.);
• Федерального
государственного
образовательного
стандарта
начального общего образования, утвержденного приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 года № 286;
• Федерального
государственного
образовательного
стандарта
основного общего образования, утвержденного приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 года № 287;
• Приказа Минпросвещения России от 12 августа 2022 г. № 732 «О
внесении изменений в федеральный государственный образовательный
стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом

Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г.
№ 413»;
• Приказа Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования»;
• Федеральной образовательной программой начального общего
образования, утвержденной приказом Минпросвещения России от 18 мая
2023 г. № 372;
• Федеральной образовательной программой основного общего
образования, утвержденной приказом Минпросвещения России от 18 мая
2023 г. № 370;
• Федеральной образовательной программой среднего общего
образования, утвержденной приказом Минпросвещения России от 18 мая
2023 г. № 371;
• Устава образовательной организации.
1.3. Свободный выбор языка образования, изучаемых родного языка из
числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка
как родного языка осуществляется по заявлению родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся при приеме (переводе)
на обучение по образовательным программам начального общего, основного
общего образования.
1.4. Настоящее Положение разработано с целью соблюдения
законодательства Российской Федерации в области образования в части
определения языка образования, а также изучение иностранного языка в
целях развития языковой культуры в соответствии с законодательством
Российской Федерации в организации, осуществляющей образовательную
деятельность.
1.5. Образовательная организация обеспечивает открытость и
доступность информации о языке, на котором ведётся образование и
воспитание, размещая её в нормативных локальных актах и на сайте
образовательной организации в сети Интернет.
1.6. Настоящее Положение обязательно
участниками образовательных отношений.

для

исполнения

всеми

2. Язык образования (обучения)
2.1. В соответствии со ст.14 п.1 Закона РФ «Об образовании в Российской
Федерации» в школе гарантируется получение образования на
государственном языке Российской Федерации, а также выбор языка

обучения и воспитания в пределах возможностей, предоставляемых системой
образования.
2.2. Образовательная деятельность в образовательной организации
осуществляется на русском языке. Преподавание и изучение
государственного языка Российской Федерации в рамках имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ осуществляется
в соответствии с федеральными государственными образовательными
стандартами.
2.3. Документооборот в образовательной организации осуществляется на
русском языке – государственном языке Российской Федерации. Документы
об образовании оформляются на государственном языке Российской
Федерации – русском языке.
2.4. Государственный русский язык изучается в рамках предметов
«Родной язык», ««Литературное чтение на родном языке», «Родная
литература». Изучение русского языка как родного входит в предметную
область «Русский язык и литература».
2.5. Иностранные граждане и лица без гражданства все документы
представляют в образовательную организацию на русском языке или вместе
с заверенными в установленном порядке переводом по русскому языку.
2.6. Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без
гражданства получают образование в образовательной организации на
русском языке по основным образовательным программам начального
общего, основного общего, среднего общего образования в соответствии с
федеральными государственными образовательными стандартами.
3. Изучение иностранного языка
3.1. Обучение иностранным языкам в образовательной организации на
уровнях начального общего, основного общего, среднего общего
образования проводится в рамках имеющих государственную аккредитацию
основных образовательных программ в соответствии с федеральными
государственными образовательными стандартами.
3.2. Изучение иностранных языков направлено на достижение
предметных, метапредметных и личностных результатов обучения,
предусмотренных Федеральными государственными образовательными
стандартами общего образования, в том числе:
▪ формирование иноязычной коммуникативной компетенции – освоение
знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения
мысли в иностранном языке;
▪ формирование социокультурной/межкультурной компетенции приобщение к культуре, традициям, реалиям стран/страны изучаемого языка;

▪ развитие учебно-познавательной компетенции - ознакомление с
доступными обучающимся способами и приемами самостоятельного
изучения языков и культур, в том числе с использованием новых
информационных технологий;
▪ развитие
личности
обучающихся
посредством
реализации
воспитательного потенциала иностранного языка;
▪ формирование у обучающихся потребности изучения иностранных
языков и овладение ими как средством общения, познания, самореализации и
социальной адаптации в поликультурном, полиэтническом мире в условиях
глобализации на основе осознания важности изучения иностранного языка и
родного языка как средства общения в современном мире;
▪ формирование общекультурной и этнической идентичности как
составляющих гражданской идентичности личности;
▪ воспитание качеств гражданина, патриота;
▪ развитие
национального
самосознания,
стремление
к
взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантному
отношению к проявлениям иной культуры;
▪ лучшему осознанию своей собственной культуры;
▪ развитие стремления к овладению основами мировой культуры
средствами иностранного языка.
3.3. В соответствии с реализуемыми образовательными программами в
МБОУ-ООШ № 21 и учебным планом, обучающиеся изучают иностранный
язык (английский язык) со 2 по 9 классы.
3.4. Обучение иностранному языку на всех уровнях образования
осуществляется с учетом фактора преемственности обучения.
3.5. Школа при наличии условий и по заявлению обучающегося или
родителя (законного представителя) несовершеннолетнего обучающегося
предоставляет возможность изучения второго иностранного языка на
уровнях основного общего и среднего общего образования.
3.6. Перечень иностранных языков, предлагаемый для изучения в рамках
реализации общеобразовательных программ определяется самостоятельно с
учетом анализа выявляемых потребностей и возможностей Школы, наличия
в Школе условий, практического уровня подготовки ребенка и фактора
преемственности обучения.
3.7. Школа не предоставляет услуг по организации преподавания и
изучения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных
компонентов на иностранных языках (билингвальное обучение).

4. Порядок выбора родного языка
4.1. Выбор родного языка из числа языков народов Российской
Федерации, в том числе русского языка как родного языка, осуществляется
по заявлениям родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся при приеме (переводе) на обучение по имеющим
государственную аккредитацию образовательным программам начального
общего и основного общего образования (пункт 6 ст. 14 Закона).
4.2. Для определения языка изучения на будущий учебный год в апреле мае проводятся классные родительские собрания, о повестке которых
родители (законные представители) уведомляются заранее.
4.3. Родители (законные представители) обучающихся в ходе классных
родительских собраний информируются о праве выбора языка изучения с
занесением данного вопроса в протокол родительского собрания.
4.4. Заполнение родителями (законными представителями) обучающихся
личных заявлений производится в удобное им время.
4.5. Протоколы родительских собраний и заявления родителей (законных
представителей) передаются на рассмотрение Совета школы, который до
начала нового учебного года рассматривает поступившие материалы и
определяет перечень языков народов Российской Федерации, обучение
которым необходимо обучающимся в новом учебном году. Решение Совета
школы передается на рассмотрение Педагогического совета школы.
4.6. Заявления родителей (законных представителей) о выборе родного
языка обучения хранятся в личных делах обучающихся. Сбор заявлений и
подготовка протоколов родительских собраний осуществляется классными
руководителями.
4.7. Педагогический совет школы до начала нового учебного года
принимает решение о внесении изменений в основные образовательные
программы начального, основного и среднего образования, реализуемых
образовательной организацией с целью обеспечения преподавания предметов
образовательных областей «Родной язык и литературное чтение на родном
языке» (ООП начального общего образования), «Родной язык и родная
литература» (ООП основного общего и среднего образования) согласно
заявлениям родителей, протоколам родительских собраний и Совета
образовательной организации.
4.8. При поступлении ребенка в школу родители (законные
представители) несовершеннолетних обучающихся или лица, их заменяющие
в заявлении указывают желаемое для них изучение родного языка.

4.9. Преподавание и изучение родного языка из числа языков народов
Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, в
рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
осуществляются в соответствии с федеральными государственными
образовательными стандартами.
5. Заключительные положения
5.1. Положение доводится до сведения работников образовательной
организации на педагогическом совете.
5.2. Изменения и дополнения, внесённые в настоящее Положение, вступают в
силу в порядке, предусмотренном для Положения. Изменения и дополнения,
внесённые в настоящее Положение, доводятся до сведения указанных в нм
лиц не позднее двух недель с момента вступления его в силу.
5.3. Контроль за правильным и своевременным исполнением настоящего
Положения возлагается на директора образовательной организации.
5.4. Настоящее Положение может изменяться, дополняться. С момента
регистрации новой редакции Положения предыдущая редакция утрачивает
силу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».