Положение о порядке ведения тетрадей

1

СОГЛАСОВАНО
заседанием педсовета №1
(протокол от 30 августа 2024)

УТВЕРЖДЕНО
приказом № 01-02/75
от 30.08.2024

ПОЛОЖЕНИЕ
о ведении ученических тетрадей и их проверке в МБОУ-ООШ №21
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с законом РФ от 29.12.2012
№ 273 ФЗ «Об образовании в РФ»; гигиеническими требованиями к условиям обучения в
общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.9.2821-10; едиными требованиями к устной
и письменной речи обучающихся; Уставом школы; должностными инструкциями и другими
локальными актами школы.
1.2. Настоящее Положение устанавливает правила ведения ученических тетрадей,
проведения текущего контроля и оценивания уровня учебных достижений обучаемых.
1.3. Настоящее положение утверждается педагогическим советом школы, имеющим
право вносить в него свои изменения и дополнения.

2. Задачи проверки тетрадей:
2.1 Выполнение учителем норм проверки тетрадей.
2.2 Выполнение учащимися домашних работ.
2.3 Соблюдение единого орфографического режима.
2.4 Правильность ведения тетрадей для контрольных работ и их сохранность в
течение года.
2.5 Правильность подписи тетрадей.
2.6 Соответствие объема классных и домашних работ.
3. Виды письменных работ учащихся

3.1. Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся
являются обучающие работы, к которым относятся:
упражнения по русскому и иностранным языкам, математике, физике, химии;
конспекты первоисточников и рефераты по истории, обществознанию, литературе,
географии в 5-9-х классах;
планы и конспекты лекций учителей по разным предметам на уроках и элективных
курсах в 9-11 классах;
планы статей и других материалов из учебной литературы;
сочинения, анализы текстов и письменные ответы на вопросы;
составление аналитических и обобщающих таблиц, схем и т.п. (без копирования
готовых таблиц и схем учебников);
фиксация наблюдений в природе, осуществляемых в процессе изучения
природоведения во 2-5-х классах, биологии, географии;
различные виды рабочих записей и зарисовок по ходу и результатам лабораторных
(практических) работ по природоведению, биологии, географии, физике, химии, технологии в
4- 9-х классах (без копирования в тетради соответствующих рисунков из учебника).
3.2. В школе проводятся текущие и итоговые контрольные работы. Текущие
контрольные работы имеют целью проверку усвоения изучаемого программного материала;
их содержание и частотность определяются учителем с учетом специфики предмета, степени
сложности изучаемого материала, а также особенностей учащихся каждого класса. Для
проведения текущих контрольных работ учитель может отводить весь урок или только его
часть.

2

4. Количество и назначение ученических тетрадей
1.1. Для выполнения всех видов письменных работ, обучающих, проверочных,
лабораторных и контрольных работ надлежит иметь следующее количество тетрадей из
расчёта на каждого учащегося:
Предмет
1 класс
Русский язык
2 рабочие тетради
Математика
2 рабочие тетради
Окружающий мир
2 рабочие тетради
Литературное чтение
2 рабочие тетради
Предмет
Математика
Алгебра
Геометрия
Русский язык

Количество тетрадей
2-4 классы
5-9 классы
2 рабочие тетради и 1 тетрадь
2 рабочие тетради и 1 тетрадь
для
для
контрольных работ
контрольных работ
2 рабочие тетради и 1 тетрадь
для
контрольных работ
1 тетрадь и 1 тетрадь для
контрольных
работ
2 рабочие тетради, 1 тетрадь по 2 рабочие тетради, 1 тетрадь по
развитию речи и 1 тетрадь для развитию речи и 1 тетрадь для
контрольных работ
контрольных работ

Литература

Допускается использование
рабочих тетрадей на печатной
основе, входящих в
УМК

1 рабочая тетрадь и 1 тетрадь
для творческих
работ

Окружающий мир

Допускается использование
рабочих тетрадей на печатной
основе, входящих в
УМК

-

Биология

1 рабочая тетрадь и 1 тетрадь
для
практических
работ, допускается
использование рабочих тетрадей на
печатной основе, входящих в
УМК

География

1

рабочая

тетрадь,
контурные
карты, тетрадь
для
практических
работ, допускается
использование рабочих тетрадей на
печатной основе, входящих в
УМК

3

Предмет

2-4 классы

Химия

Количество тетрадей
5-9 классы
1 рабочая тетрадь, 1 тетрадь
для
лабораторных работ,
1 тетрадь для контрольных работ
допускается
использование
рабочих тетрадей на печатной
основе, входящих в УМК

Физика

1 рабочая тетрадь и 1 тетрадь
для
лабораторных работ,
1 тетрадь для контрольных работ,
допускается
использование
рабочих тетрадей на печатной
основе, входящих в УМК

Информатика

1 рабочая тетрадь, 1 тетрадь
для
практических работ, допускается
использование
рабочих тетрадей на печатной
основе, входящих в УМК

Иностранный
(английский)
ОБЗР,
музыка

язык 1 рабочая тетрадь,
тематический
словарь
-

История
(обществознание)

ИЗО

1 рабочая тетрадь , допускается
использование
рабочих тетрадей на печатной
основе, входящих в УМК
Альбом

Труд (Технология)

1 рабочая тетрадь,
тематический
словарь
1 рабочая тетрадь

Альбом, 1 рабочая
тетрадь
1 рабочая тетрадь

1.2. В тетрадях для контрольных работ, в тетрадях по развитию речи, помимо самих
контрольных и творческих работ, подлежит в обязательном порядке делать работу над
ошибками. В начальной школе ежедневная работа над ошибками должна представлять собой
целостную систему, результативность которой необходимо прослеживать изо дня в день.

4

5. Требования к оформлению и ведению тетрадей обучащимися
5.1 Обучающиеся пользуются стандартными тетрадями, состоящими из 12-18 листов.
Общие тетради могут использоваться лишь в 7-9-х классах на уроках по учебным
дисциплинам, при изучении которых необходимо выполнение больших по объёму работ.
5.2 Все записи в тетрадях следует оформлять каллиграфическим аккуратным
почерком.
5.3 Единообразно выполнять надписи на обложке тетради: указывать, для чего
предназначена тетрадь (на обложке тетрадей для контрольных работ, работ по развитию речи,
лабораторных и практических работ делаются соответствующие записи).
Образец надписи:
Тетрадь
для работ по русскому языку
учени класса
МБОУ СОШ № 45 г. Челябинска»

Английский язык
English
Galina Sedova
Form 2A

ФИ ученика
5.4 Тетради учащихся 1 класса подписывает учитель.
5.5 Упражнения по чистописанию выполняются учащимися в рабочих тетрадях.
Образцы букв в 1-2 классе прописывает учитель, в 3-4 классах они прописываются выборочно
с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Объём работы: 2 строки в 1 классе
во втором полугодии, 2-3 строки во 2 классе, 3 строки в 3-4 классе.
5.6 Соблюдать поля с внешней стороны. При выполнении работ учащимися не
разрешается писать на полях (за исключением пометок на полях во время записи лекций в
старших классах). Размер полей в тетрадях устанавливается учителем исходя из специфики
письменных работ по учебному предмету.
5.7 Указывать дату выполнения работы. В первом классе в период обучения грамоте
запись даты ведётся учителем в виде числа. Со второго полугодия первого класса, а также во
2-4-х классах записывается число арабской цифрой и полное название месяца. В четвёртом
классе допускается в записи числа имена числительные прописью. В 5-11-х классах по
русскому языку число и месяц записываются словами в форме именительного падежа. В 5- 11х классах по математике (по остальным предметам) допускается запись даты цифрами на
полях.
5.8 На каждом уроке в тетрадях следует записывать его тему (на отдельной строке),
а на уроках по русскому языку, математике, алгебре и геометрии - указывать вид выполняемой
работы (классная, домашняя, самостоятельная, диктант, изложение, сочинение и т.д.). При
выполнении заданий в тетрадях учащиеся должны указывать по центру номер упражнения,
задачи, вопроса.
5.9 Обозначать номер задания, указывать вид выполняемой работы (план,
проверочный диктант и т.д.), указывать, где выполняется работа (классная или домашняя).
5.10 Соблюдать красную строку. При оформлении красной строки сделать отступ
вправо не менее 2 см. Оформление красной строки должно осуществляться с самого начала
оформления текстов в первом классе (III четверть).
5.11 Между датой и заголовком, наименованием вида работы и заголовком в тетрадях
по русскому языку строку не пропускать. В тетрадях по математике во всех этих случаях
пропускать только 2 клеточки. Между заключительной строкой текста одной письменной
работы и датой или заголовком (наименованием вида) следующей работы в тетрадях по
русскому языку пропускать 2 линейки, а в тетрадях по математике - 4 клеточки (для отделения
одной работы от другой и для выставления отметки за работу). По

5

математике (алгебре, геометрии) - начинать писать с самой верхней полной клетки, между
датой и заголовком работы - 1 клетка; между столбиками выражений, уравнений, неравенств
и т.д. отступать 3 клетки вправо, писать на четвертой. При записи математических выражений
все символы (знаки, цифры) фиксируются с учетом правил каллиграфии, т.е. с соблюдением
графики и соответствия клеток количеству записываемых символов. Особенно соблюдение
этого требуется при работе с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение,
деление).
5.12 Итоговые контрольные работы по русскому языку, математике, физике, химии
выполняются в специальных тетрадях, предназначенных для этого вида работ. В тетрадях по
русскому языку записывается только вид работы (например, диктант). То же относится и к
обозначению кратковременных работ, выполняемых в общих тетрадях. Вариантность
выполнения работы фиксируется на следующей рабочей строке по центру. В тетрадях по
математике, физике, химии запись контрольной, практической, лабораторной работы ведётся
в соответствии с календарно-тематическим планированием рабочей программы учителя.
Например, контрольная работа №3 по теме «Длина окружности. Площадь круга»
5.13 Выполнять аккуратные подчёркивания, условные обозначения, составление
графиков и т.д. карандашом, в случае необходимости - с применением линейки.
5.14 Учащиеся ведут записи в тетрадях синей или фиолетовой пастой. Черная или
зеленая пасты, карандаш могут быть использованы при подчеркивании, составлении графиков
и т.д. Учащимся запрещается писать в тетрадях красной пастой. Грамматические формы
указываются над словом простым карандашом.
5.15 Исправлять ошибки следующим образом: неверное написание зачёркивать косой
линией (часть слова, слово, предложение – тонкой горизонтальной линией); вместо
зачёркнутого надписывать нужное, не заключать неверное написание в скобки.
6. Количество контрольных работ

6.1. Число контрольных, лабораторных, практических, творческих работ по всем
предметам устанавливается требованиями образовательных программ по учебному предмету.
6.2. Количество проверочных работ определяется учителем самостоятельно на
принципах целесообразности и с учетом санитарно-гигиенических требований к обучению.
6.3. Итоговые контрольные работы проводятся:
после изучения наиболее значимых тем программы;
в конце учебной четверти, полугодия;
6.4. Время проведения итоговых контрольных работ в целях предупреждения
перегрузки учащихся определяется графиком, составленным заместителем директора в
соответствии с рабочими программами и по согласованию с учителями. В общешкольный
график включаются также и текущие контрольные работы, на выполнение которых отводится
целый урок. Не допускается выполнение двух контрольных работ в день одним классом или
одним учащимся.
6.5. Изменение графика контрольных работ осуществляется только по согласованию
с заместителем директора по учебной и учебно-воспитательных работ.
7. Порядок проверки письменных работ учителями
Проверка знаний и умений учащихся является обязательной важной частью
педагогического процесса и выполняет в нём различные функции: воспитывающую,
обучающую, развивающую, диагностическую.
7.1. Учитель начальных классов:
контролирует наличие у учащихся тетрадей по учебным предметам, соблюдение
установленного в школе порядка их оформления, ведения, соблюдение орфографического
режима;
соблюдает порядок проверки рабочих тетрадей учащихся:

6

в 1-4 классах ежедневно проверяются все классные и домашние работы учащихся по
письменным предметам (письмо, русский язык, математика, английский язык);
своевременно в соответствии с графиком проводит установленное программой и
учебным планом количество контрольных работ;
проверяет контрольные диктанты и контрольные работы по всем предметам в 1-4
классах к следующему уроку;
проставляет в классный журнал все оценки за контрольные работы за то число месяца,
когда они проводились;
проводит работу над ошибками, анализ контрольной работы после проверки
контрольных работ, с обязательной фиксацией данного вида работы в классном журнале в
графе «Что пройдено на уроке»;
хранит тетради контрольных работ учащихся в течение учебного года в учебном
кабинете.
7.2. Учитель русского языка и литературы
контролирует наличие у учащихся тетрадей по учебным предметам, соблюдение
установленного в школе порядка их оформления, ведения, соблюдение орфографического
режима.
соблюдает порядок проверки рабочих тетрадей учащихся:
а) по русскому языку
5 класс и 6 класс в 1 полугодие - проверяются все домашние и классные работы
учащихся.
Во втором полугодии в 6 классе и 7-9 классах - ежедневно проверяются работы у
учащихся, имеющих проблемы в обучении, наиболее значимые - у всех остальных, но с таким
расчетом, чтобы раз в неделю тетради всех учащихся проверялись;
б) по литературе
5-8 классы - проверка тетрадей 2 раза в месяц,
9 классы - 1 раз в месяц.
Своевременно по указанию заместителя директора школы по учебной работе
заполняет график проведения контрольных работ.
Все виды контрольных работ проверяются у всех учащихся.
Учитель соблюдает следующие сроки проверки контрольных работ:
контрольный диктант проверяется к следующему уроку,
изложение - через 2-3 дня после проведения работы,
сочинение - через неделю после проведения работы.
Проводит работу над ошибками, анализ контрольной работы после проверки
контрольных работ, с обязательной фиксацией данного вида работы в классном журнале в
графе «Что пройдено на уроке».
Хранит тетради контрольных работ учащихся в течение учебного года в учебном
кабинете.
7.3. Учитель математики
Контролирует наличие у учащихся необходимых тетрадей, соблюдение
установленного в школе порядка их оформления, ведения, соблюдение орфографического
режима.
Соблюдает следующий порядок проверки рабочих тетрадей учащихся:
а) 5 класс - 1 полугодие - проверяются все домашние и классные работы учащихся,
б) 5 класс - 2 полугодие ежедневно проверяются работы у учащихся, имеющих
проблемы в обучении, у всех остальных - наиболее значимые работы, но не реже одного раза
в неделю;
в) 6-8 классы - ежедневно проверяются работы у учащихся, имеющих проблемы в

7

обучении, и наиболее значимые - у всех остальных, но не реже двух раз в месяц;
г) 9 классы - ежедневная проверка работ у учащихся, имеющих проблемы в обучении,
у всех остальных проверяются наиболее значимые работы с таким расчетом, чтобы все
тетради были проверены 2 раза в месяц.
Своевременно по указанию заместителя директора школы по учебной работе
заполняет график проведения контрольных работ.
Все виды контрольных работ проверяются у всех учащихся.
Учитель соблюдает следующие сроки проверки контрольных работ:
а) 5-8 классы: работы проверяются к уроку следующего дня,
б) 9 классы: работы проверяются либо к уроку следующего дня, либо через 1 -2
урока.
Проводит работу над ошибками, анализ контрольных работ после проверки
контрольных работ, с обязательной фиксацией данного вида работы в классном журнале в
графе «Что пройдено на уроке».
Хранит тетради контрольных работ учащихся в течение учебного года в учебном
кабинете.
7.4. Учитель истории, обществознания.
Контролирует наличие у учащихся тетрадей, атласов и других пособий, соблюдение
установленного в школе порядка их оформления, ведения, соблюдение орфографического
режима.
Соблюдает следующий порядок проверки рабочих тетрадей учащихся:
Тетради всех учащихся всех классов проверяются не реже 1-2 раз в учебную
четверть.
Выставляет в классные журналы оценки за творческие работы учащихся, рефераты,
доклады и т.п.
Хранит творческие работы учащихся в учебном кабинете в течение учебного года.
Учитель соблюдает следующие сроки проверки контрольных работ (тестов):
5-9 классы: работы проверяются либо к уроку следующего дня, либо через 1-2
урока.
Проводит работу над ошибками, анализ контрольной работы после проверки
контрольных работ, с обязательной фиксацией данного вида работы в классном журнале в
графе «Что пройдено на уроке».
Хранит тетради контрольных работ учащихся в течение учебного года в учебном
кабинете.
7.5. Учитель географии
Контролирует наличие у учащихся тетрадей, атласов и других пособий, соблюдение
установленного в школе порядка, их оформления, ведения, соблюдение орфографического
режима.
Соблюдает следующий порядок проверки рабочих тетрадей учащихся:
Тетради всех учащихся всех классов проверяются не реже 1-2 раз в учебную
четверть.
Выставляет в классные журналы оценки за практические, творческие работы
учащихся, рефераты, доклады и т.п.
Хранит творческие и контрольные (практические) работы учащихся в учебном
кабинете в течение учебного года.
Учитель соблюдает следующие сроки проверки контрольных работ (тестов):
5-9 классы: работы проверяются либо к уроку следующего дня, либо через 1-2
урока.
Проводит работу над ошибками, анализ контрольной работы после проверки
контрольных работ, с обязательной фиксацией данного вида работы в классном журнале в
графе «Что пройдено на уроке».

8

7.6. Учитель биологии
Контролирует наличие у учащихся необходимых тетрадей и других пособий
соблюдение установленного в школе порядка их оформления, ведения, соблюдение
орфографического режима.
Соблюдает следующий порядок проверки рабочих тетрадей учащихся:
Тетради всех учащихся всех классов проверяются не реже 1 -2 раз в учебную четверть.
Выставляет в классные журналы оценки за практические, творческие работы
учащихся, рефераты, доклады и т.п.
Хранит творческие и контрольные (практические) работы учащихся в учебном
кабинете в течение учебного года.
Учитель соблюдает следующие сроки проверки контрольных работ (тестов):
5-9 классы: работы проверяются либо к уроку следующего дня, либо через 1-2
урока.
Проводит работу над ошибками, анализ контрольной работы после проверки
контрольных работ, с обязательной фиксацией данного вида работы в классном журнале в
графе «Что пройдено на уроке».
7.7. Учитель физики
Контролирует наличие у учащихся необходимых тетрадей, соблюдение
установленного в школе порядка их оформления, ведения, соблюдение орфографического
режима.
Своевременно заполняет график проведения контрольных и лабораторных работ.
Количество работ должно соответствовать методическим указаниям и утвержденному
учебному плану школы.
Соблюдает следующий порядок проверки рабочих тетрадей учащихся:
Тетради всех учащихся всех классов проверяются не реже 1 -2 раз в учебную четверть.
Проверяет все виды контрольных работ у всех учащихся. Выставляет в классные
журналы оценки за контрольные работы учащихся, как правило, к следующему уроку. При
количестве уроков в год 70 и более - через 1-2 урока. Оценка выставляется за то число, когда
была проведена работа.
Проводит работу над ошибками, анализ контрольной работы после проверки
контрольных работ, с обязательной фиксацией данного вида работы в классном журнале в
графе «Что пройдено на уроке».
Хранит контрольные работы учащихся в учебном кабинете в течение учебного года.
7.8. Учитель химии
Контролирует наличие у учащихся необходимых тетрадей, соблюдение
установленного в школе порядка их оформления, ведения, соблюдение орфографического
режима.
Своевременно составляет график проведения контрольных, лабораторных и
практических работ. Количество работ должно соответствовать методическим указаниям и
утвержденному учебному плану школы;
Соблюдает следующий порядок проверки рабочих тетрадей учащихся:
Рабочие тетради всех учащихся всех классов проверяются не реже 1-2 раз в учебную
четверть.
Проверяет все виды контрольных работ у всех учащихся. Выставляет в классные
журналы оценки за контрольные работы учащихся, как правило, к следующему уроку. При
количестве уроков в год 70 и более - через 1-2 урока. Оценка выставляется за то число, когда
была проведена работа.
Проводит работу над ошибками, анализ контрольной работы после проверки
контрольных работ, с обязательной фиксацией данного вида работы в классном журнале в
графе «Что пройдено на уроке».

9

Хранит контрольные работы учащихся в учебном кабинете в течение учебного года.
7.9. Учитель иностранного языка
Контролирует наличие у учащихся необходимых тетрадей, соблюдение
установленного в школе порядка их оформления, ведения, соблюдение орфографического
режима.
Соблюдает следующий порядок проверки рабочих тетрадей учащихся:
5 классы - после каждого урока в течение I полугодия и не реже одного раза в неделю
во втором полугодии;
6 классы - после каждого урока у слабых учащихся. У всех учащихся тетради должны
быть проверены один раз в неделю;
7-9 классы - после каждого урока у учащихся, имеющих проблемы в обучении, у
учащихся, не имеющих проблем в обучении - наиболее значимые работы. У всех учащихся
этих классов тетради должны быть проверены раз в две недели.
Своевременно по указанию заместителя директора школы по учебно- воспитательной
работе заполняет график проведения контрольных работ.
Все виды контрольных работ проверяются у всех учащихся. Учитель
соблюдает следующие сроки проверки контрольных работ:
Все письменные контрольные работы учащихся всех классов проверяются к
следующему уроку, а при наличии уроков в год 70 - через 1-2 урока. Выставляет оценки за
наиболее значимые работы в классный журнал за то число месяца, когда проводилась работа.
Проводит работу над ошибками, анализ контрольной работы после проверки
контрольных работ, с обязательной фиксацией данного вида работы в классном журнале в
графе «Что пройдено на уроке».
Хранит тетради контрольных работ учащихся в течение года в учебном кабинете.
7.10. Учитель информатики и информационно-коммуникационных технологий
Контролирует наличие у учащихся тетрадей по учебным предметам, соблюдение
установленного в школе порядка их оформления, ведения, соблюдение орфографического
режима.
Соблюдает следующий порядок проверки рабочих тетрадей учащихся:
Тетради всех учащихся всех классов проверяются не реже 1-2 раз в учебную четверть.
Учитель соблюдает следующие сроки проверки контрольных работ (тестов).
Работы проверяются либо к уроку следующего дня, либо через 1-2 урока.
Проводит работу над ошибками, анализ контрольной работы после проверки
контрольных работ, с обязательной фиксацией данного вида работы в классном журнале в
графе «Что пройдено на уроке».
7.11. Учитель труда (технологии).
Контролирует наличие и правильности ведения учащимися тетрадей по предмету.
Осуществляет выборочную проверку тетрадей, однако каждая тетрадь должна
проверяться не реже 1-2-х раз за учебную четверть.
7.12. Учитель изобразительного искусства
Контролирует наличие у обучающихся альбомов для рисования и черчения,
тетрадей на печатной основе.
Проверяет каждую работу у учащихся всех классов. Работа выдается ученику либо
на следующем уроке, либо через урок после ее выполнения.
Выставляет оценки в классный журнал за контрольные и наиболее значимые работы
за то число, когда проводилась работа.
7.13. Учитель основ безопасности и защиты родины
Контролирует наличие и правильность ведения учащимися тетрадей по предмету.
Осуществляет выборочную проверку тетрадей, однако каждая тетрадь должна проверяться

10

не реже 1 -2-х раз за учебную четверть.
Учитель соблюдает следующие сроки проверки контрольных работ (тестов):
5-9 классы: работы проверяются либо к уроку следующего дня, либо через 1-2
урока. Проводит работу над ошибками после проверки контрольных работ.
8. Контроль за ведением тетрадей и качеством их проверки администрацией школы:
8.1. Контроль за ведением тетрадей и качеством их проверки администрацией
школы осуществляется в соответствии с планом работы по следующей схеме:
Учитель;
Класс;
Соответствие количества тетрадей количественному составу класса;
Выполнение единого орфографического режима;
Регулярность проверки;
Соответствие отметок существующим нормам;
Качество проверки тетрадей (пропуск ошибок, аккуратность исправления, слово
учителя в тетради и т.д.);
Система работы над ошибками (работа над каллиграфией, классификация ошибок,
индивидуальная работа учащихся над собственными ошибками);
Внешний вид тетрадей (оформление, аккуратность ведение, единообразие надписи
тетрадей);
Объём классных и домашних работ, соответствие возрастным нормам;
Разнообразие форм классных и домашних работ;
Дифференцированный подход.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».