1 СОГЛАСОВАНО заседанием педсовета №1 (протокол от 30 августа 2024) УТВЕРЖДЕНО приказом № 01-02/75 от 30.08.2024 ПОЛОЖЕНИЕ о ведении ученических тетрадей и их проверке в МБОУ-ООШ №21 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с законом РФ от 29.12.2012 № 273 ФЗ «Об образовании в РФ»; гигиеническими требованиями к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.9.2821-10; едиными требованиями к устной и письменной речи обучающихся; Уставом школы; должностными инструкциями и другими локальными актами школы. 1.2. Настоящее Положение устанавливает правила ведения ученических тетрадей, проведения текущего контроля и оценивания уровня учебных достижений обучаемых. 1.3. Настоящее положение утверждается педагогическим советом школы, имеющим право вносить в него свои изменения и дополнения. 2. Задачи проверки тетрадей: 2.1 Выполнение учителем норм проверки тетрадей. 2.2 Выполнение учащимися домашних работ. 2.3 Соблюдение единого орфографического режима. 2.4 Правильность ведения тетрадей для контрольных работ и их сохранность в течение года. 2.5 Правильность подписи тетрадей. 2.6 Соответствие объема классных и домашних работ. 3. Виды письменных работ учащихся 3.1. Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются обучающие работы, к которым относятся: упражнения по русскому и иностранным языкам, математике, физике, химии; конспекты первоисточников и рефераты по истории, обществознанию, литературе, географии в 5-9-х классах; планы и конспекты лекций учителей по разным предметам на уроках и элективных курсах в 9-11 классах; планы статей и других материалов из учебной литературы; сочинения, анализы текстов и письменные ответы на вопросы; составление аналитических и обобщающих таблиц, схем и т.п. (без копирования готовых таблиц и схем учебников); фиксация наблюдений в природе, осуществляемых в процессе изучения природоведения во 2-5-х классах, биологии, географии; различные виды рабочих записей и зарисовок по ходу и результатам лабораторных (практических) работ по природоведению, биологии, географии, физике, химии, технологии в 4- 9-х классах (без копирования в тетради соответствующих рисунков из учебника). 3.2. В школе проводятся текущие и итоговые контрольные работы. Текущие контрольные работы имеют целью проверку усвоения изучаемого программного материала; их содержание и частотность определяются учителем с учетом специфики предмета, степени сложности изучаемого материала, а также особенностей учащихся каждого класса. Для проведения текущих контрольных работ учитель может отводить весь урок или только его часть. 2 4. Количество и назначение ученических тетрадей 1.1. Для выполнения всех видов письменных работ, обучающих, проверочных, лабораторных и контрольных работ надлежит иметь следующее количество тетрадей из расчёта на каждого учащегося: Предмет 1 класс Русский язык 2 рабочие тетради Математика 2 рабочие тетради Окружающий мир 2 рабочие тетради Литературное чтение 2 рабочие тетради Предмет Математика Алгебра Геометрия Русский язык Количество тетрадей 2-4 классы 5-9 классы 2 рабочие тетради и 1 тетрадь 2 рабочие тетради и 1 тетрадь для для контрольных работ контрольных работ 2 рабочие тетради и 1 тетрадь для контрольных работ 1 тетрадь и 1 тетрадь для контрольных работ 2 рабочие тетради, 1 тетрадь по 2 рабочие тетради, 1 тетрадь по развитию речи и 1 тетрадь для развитию речи и 1 тетрадь для контрольных работ контрольных работ Литература Допускается использование рабочих тетрадей на печатной основе, входящих в УМК 1 рабочая тетрадь и 1 тетрадь для творческих работ Окружающий мир Допускается использование рабочих тетрадей на печатной основе, входящих в УМК - Биология 1 рабочая тетрадь и 1 тетрадь для практических работ, допускается использование рабочих тетрадей на печатной основе, входящих в УМК География 1 рабочая тетрадь, контурные карты, тетрадь для практических работ, допускается использование рабочих тетрадей на печатной основе, входящих в УМК 3 Предмет 2-4 классы Химия Количество тетрадей 5-9 классы 1 рабочая тетрадь, 1 тетрадь для лабораторных работ, 1 тетрадь для контрольных работ допускается использование рабочих тетрадей на печатной основе, входящих в УМК Физика 1 рабочая тетрадь и 1 тетрадь для лабораторных работ, 1 тетрадь для контрольных работ, допускается использование рабочих тетрадей на печатной основе, входящих в УМК Информатика 1 рабочая тетрадь, 1 тетрадь для практических работ, допускается использование рабочих тетрадей на печатной основе, входящих в УМК Иностранный (английский) ОБЗР, музыка язык 1 рабочая тетрадь, тематический словарь - История (обществознание) ИЗО 1 рабочая тетрадь , допускается использование рабочих тетрадей на печатной основе, входящих в УМК Альбом Труд (Технология) 1 рабочая тетрадь, тематический словарь 1 рабочая тетрадь Альбом, 1 рабочая тетрадь 1 рабочая тетрадь 1.2. В тетрадях для контрольных работ, в тетрадях по развитию речи, помимо самих контрольных и творческих работ, подлежит в обязательном порядке делать работу над ошибками. В начальной школе ежедневная работа над ошибками должна представлять собой целостную систему, результативность которой необходимо прослеживать изо дня в день. 4 5. Требования к оформлению и ведению тетрадей обучащимися 5.1 Обучающиеся пользуются стандартными тетрадями, состоящими из 12-18 листов. Общие тетради могут использоваться лишь в 7-9-х классах на уроках по учебным дисциплинам, при изучении которых необходимо выполнение больших по объёму работ. 5.2 Все записи в тетрадях следует оформлять каллиграфическим аккуратным почерком. 5.3 Единообразно выполнять надписи на обложке тетради: указывать, для чего предназначена тетрадь (на обложке тетрадей для контрольных работ, работ по развитию речи, лабораторных и практических работ делаются соответствующие записи). Образец надписи: Тетрадь для работ по русскому языку учени класса МБОУ СОШ № 45 г. Челябинска» Английский язык English Galina Sedova Form 2A ФИ ученика 5.4 Тетради учащихся 1 класса подписывает учитель. 5.5 Упражнения по чистописанию выполняются учащимися в рабочих тетрадях. Образцы букв в 1-2 классе прописывает учитель, в 3-4 классах они прописываются выборочно с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Объём работы: 2 строки в 1 классе во втором полугодии, 2-3 строки во 2 классе, 3 строки в 3-4 классе. 5.6 Соблюдать поля с внешней стороны. При выполнении работ учащимися не разрешается писать на полях (за исключением пометок на полях во время записи лекций в старших классах). Размер полей в тетрадях устанавливается учителем исходя из специфики письменных работ по учебному предмету. 5.7 Указывать дату выполнения работы. В первом классе в период обучения грамоте запись даты ведётся учителем в виде числа. Со второго полугодия первого класса, а также во 2-4-х классах записывается число арабской цифрой и полное название месяца. В четвёртом классе допускается в записи числа имена числительные прописью. В 5-11-х классах по русскому языку число и месяц записываются словами в форме именительного падежа. В 5- 11х классах по математике (по остальным предметам) допускается запись даты цифрами на полях. 5.8 На каждом уроке в тетрадях следует записывать его тему (на отдельной строке), а на уроках по русскому языку, математике, алгебре и геометрии - указывать вид выполняемой работы (классная, домашняя, самостоятельная, диктант, изложение, сочинение и т.д.). При выполнении заданий в тетрадях учащиеся должны указывать по центру номер упражнения, задачи, вопроса. 5.9 Обозначать номер задания, указывать вид выполняемой работы (план, проверочный диктант и т.д.), указывать, где выполняется работа (классная или домашняя). 5.10 Соблюдать красную строку. При оформлении красной строки сделать отступ вправо не менее 2 см. Оформление красной строки должно осуществляться с самого начала оформления текстов в первом классе (III четверть). 5.11 Между датой и заголовком, наименованием вида работы и заголовком в тетрадях по русскому языку строку не пропускать. В тетрадях по математике во всех этих случаях пропускать только 2 клеточки. Между заключительной строкой текста одной письменной работы и датой или заголовком (наименованием вида) следующей работы в тетрадях по русскому языку пропускать 2 линейки, а в тетрадях по математике - 4 клеточки (для отделения одной работы от другой и для выставления отметки за работу). По 5 математике (алгебре, геометрии) - начинать писать с самой верхней полной клетки, между датой и заголовком работы - 1 клетка; между столбиками выражений, уравнений, неравенств и т.д. отступать 3 клетки вправо, писать на четвертой. При записи математических выражений все символы (знаки, цифры) фиксируются с учетом правил каллиграфии, т.е. с соблюдением графики и соответствия клеток количеству записываемых символов. Особенно соблюдение этого требуется при работе с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение, деление). 5.12 Итоговые контрольные работы по русскому языку, математике, физике, химии выполняются в специальных тетрадях, предназначенных для этого вида работ. В тетрадях по русскому языку записывается только вид работы (например, диктант). То же относится и к обозначению кратковременных работ, выполняемых в общих тетрадях. Вариантность выполнения работы фиксируется на следующей рабочей строке по центру. В тетрадях по математике, физике, химии запись контрольной, практической, лабораторной работы ведётся в соответствии с календарно-тематическим планированием рабочей программы учителя. Например, контрольная работа №3 по теме «Длина окружности. Площадь круга» 5.13 Выполнять аккуратные подчёркивания, условные обозначения, составление графиков и т.д. карандашом, в случае необходимости - с применением линейки. 5.14 Учащиеся ведут записи в тетрадях синей или фиолетовой пастой. Черная или зеленая пасты, карандаш могут быть использованы при подчеркивании, составлении графиков и т.д. Учащимся запрещается писать в тетрадях красной пастой. Грамматические формы указываются над словом простым карандашом. 5.15 Исправлять ошибки следующим образом: неверное написание зачёркивать косой линией (часть слова, слово, предложение – тонкой горизонтальной линией); вместо зачёркнутого надписывать нужное, не заключать неверное написание в скобки. 6. Количество контрольных работ 6.1. Число контрольных, лабораторных, практических, творческих работ по всем предметам устанавливается требованиями образовательных программ по учебному предмету. 6.2. Количество проверочных работ определяется учителем самостоятельно на принципах целесообразности и с учетом санитарно-гигиенических требований к обучению. 6.3. Итоговые контрольные работы проводятся: после изучения наиболее значимых тем программы; в конце учебной четверти, полугодия; 6.4. Время проведения итоговых контрольных работ в целях предупреждения перегрузки учащихся определяется графиком, составленным заместителем директора в соответствии с рабочими программами и по согласованию с учителями. В общешкольный график включаются также и текущие контрольные работы, на выполнение которых отводится целый урок. Не допускается выполнение двух контрольных работ в день одним классом или одним учащимся. 6.5. Изменение графика контрольных работ осуществляется только по согласованию с заместителем директора по учебной и учебно-воспитательных работ. 7. Порядок проверки письменных работ учителями Проверка знаний и умений учащихся является обязательной важной частью педагогического процесса и выполняет в нём различные функции: воспитывающую, обучающую, развивающую, диагностическую. 7.1. Учитель начальных классов: контролирует наличие у учащихся тетрадей по учебным предметам, соблюдение установленного в школе порядка их оформления, ведения, соблюдение орфографического режима; соблюдает порядок проверки рабочих тетрадей учащихся: 6 в 1-4 классах ежедневно проверяются все классные и домашние работы учащихся по письменным предметам (письмо, русский язык, математика, английский язык); своевременно в соответствии с графиком проводит установленное программой и учебным планом количество контрольных работ; проверяет контрольные диктанты и контрольные работы по всем предметам в 1-4 классах к следующему уроку; проставляет в классный журнал все оценки за контрольные работы за то число месяца, когда они проводились; проводит работу над ошибками, анализ контрольной работы после проверки контрольных работ, с обязательной фиксацией данного вида работы в классном журнале в графе «Что пройдено на уроке»; хранит тетради контрольных работ учащихся в течение учебного года в учебном кабинете. 7.2. Учитель русского языка и литературы контролирует наличие у учащихся тетрадей по учебным предметам, соблюдение установленного в школе порядка их оформления, ведения, соблюдение орфографического режима. соблюдает порядок проверки рабочих тетрадей учащихся: а) по русскому языку 5 класс и 6 класс в 1 полугодие - проверяются все домашние и классные работы учащихся. Во втором полугодии в 6 классе и 7-9 классах - ежедневно проверяются работы у учащихся, имеющих проблемы в обучении, наиболее значимые - у всех остальных, но с таким расчетом, чтобы раз в неделю тетради всех учащихся проверялись; б) по литературе 5-8 классы - проверка тетрадей 2 раза в месяц, 9 классы - 1 раз в месяц. Своевременно по указанию заместителя директора школы по учебной работе заполняет график проведения контрольных работ. Все виды контрольных работ проверяются у всех учащихся. Учитель соблюдает следующие сроки проверки контрольных работ: контрольный диктант проверяется к следующему уроку, изложение - через 2-3 дня после проведения работы, сочинение - через неделю после проведения работы. Проводит работу над ошибками, анализ контрольной работы после проверки контрольных работ, с обязательной фиксацией данного вида работы в классном журнале в графе «Что пройдено на уроке». Хранит тетради контрольных работ учащихся в течение учебного года в учебном кабинете. 7.3. Учитель математики Контролирует наличие у учащихся необходимых тетрадей, соблюдение установленного в школе порядка их оформления, ведения, соблюдение орфографического режима. Соблюдает следующий порядок проверки рабочих тетрадей учащихся: а) 5 класс - 1 полугодие - проверяются все домашние и классные работы учащихся, б) 5 класс - 2 полугодие ежедневно проверяются работы у учащихся, имеющих проблемы в обучении, у всех остальных - наиболее значимые работы, но не реже одного раза в неделю; в) 6-8 классы - ежедневно проверяются работы у учащихся, имеющих проблемы в 7 обучении, и наиболее значимые - у всех остальных, но не реже двух раз в месяц; г) 9 классы - ежедневная проверка работ у учащихся, имеющих проблемы в обучении, у всех остальных проверяются наиболее значимые работы с таким расчетом, чтобы все тетради были проверены 2 раза в месяц. Своевременно по указанию заместителя директора школы по учебной работе заполняет график проведения контрольных работ. Все виды контрольных работ проверяются у всех учащихся. Учитель соблюдает следующие сроки проверки контрольных работ: а) 5-8 классы: работы проверяются к уроку следующего дня, б) 9 классы: работы проверяются либо к уроку следующего дня, либо через 1 -2 урока. Проводит работу над ошибками, анализ контрольных работ после проверки контрольных работ, с обязательной фиксацией данного вида работы в классном журнале в графе «Что пройдено на уроке». Хранит тетради контрольных работ учащихся в течение учебного года в учебном кабинете. 7.4. Учитель истории, обществознания. Контролирует наличие у учащихся тетрадей, атласов и других пособий, соблюдение установленного в школе порядка их оформления, ведения, соблюдение орфографического режима. Соблюдает следующий порядок проверки рабочих тетрадей учащихся: Тетради всех учащихся всех классов проверяются не реже 1-2 раз в учебную четверть. Выставляет в классные журналы оценки за творческие работы учащихся, рефераты, доклады и т.п. Хранит творческие работы учащихся в учебном кабинете в течение учебного года. Учитель соблюдает следующие сроки проверки контрольных работ (тестов): 5-9 классы: работы проверяются либо к уроку следующего дня, либо через 1-2 урока. Проводит работу над ошибками, анализ контрольной работы после проверки контрольных работ, с обязательной фиксацией данного вида работы в классном журнале в графе «Что пройдено на уроке». Хранит тетради контрольных работ учащихся в течение учебного года в учебном кабинете. 7.5. Учитель географии Контролирует наличие у учащихся тетрадей, атласов и других пособий, соблюдение установленного в школе порядка, их оформления, ведения, соблюдение орфографического режима. Соблюдает следующий порядок проверки рабочих тетрадей учащихся: Тетради всех учащихся всех классов проверяются не реже 1-2 раз в учебную четверть. Выставляет в классные журналы оценки за практические, творческие работы учащихся, рефераты, доклады и т.п. Хранит творческие и контрольные (практические) работы учащихся в учебном кабинете в течение учебного года. Учитель соблюдает следующие сроки проверки контрольных работ (тестов): 5-9 классы: работы проверяются либо к уроку следующего дня, либо через 1-2 урока. Проводит работу над ошибками, анализ контрольной работы после проверки контрольных работ, с обязательной фиксацией данного вида работы в классном журнале в графе «Что пройдено на уроке». 8 7.6. Учитель биологии Контролирует наличие у учащихся необходимых тетрадей и других пособий соблюдение установленного в школе порядка их оформления, ведения, соблюдение орфографического режима. Соблюдает следующий порядок проверки рабочих тетрадей учащихся: Тетради всех учащихся всех классов проверяются не реже 1 -2 раз в учебную четверть. Выставляет в классные журналы оценки за практические, творческие работы учащихся, рефераты, доклады и т.п. Хранит творческие и контрольные (практические) работы учащихся в учебном кабинете в течение учебного года. Учитель соблюдает следующие сроки проверки контрольных работ (тестов): 5-9 классы: работы проверяются либо к уроку следующего дня, либо через 1-2 урока. Проводит работу над ошибками, анализ контрольной работы после проверки контрольных работ, с обязательной фиксацией данного вида работы в классном журнале в графе «Что пройдено на уроке». 7.7. Учитель физики Контролирует наличие у учащихся необходимых тетрадей, соблюдение установленного в школе порядка их оформления, ведения, соблюдение орфографического режима. Своевременно заполняет график проведения контрольных и лабораторных работ. Количество работ должно соответствовать методическим указаниям и утвержденному учебному плану школы. Соблюдает следующий порядок проверки рабочих тетрадей учащихся: Тетради всех учащихся всех классов проверяются не реже 1 -2 раз в учебную четверть. Проверяет все виды контрольных работ у всех учащихся. Выставляет в классные журналы оценки за контрольные работы учащихся, как правило, к следующему уроку. При количестве уроков в год 70 и более - через 1-2 урока. Оценка выставляется за то число, когда была проведена работа. Проводит работу над ошибками, анализ контрольной работы после проверки контрольных работ, с обязательной фиксацией данного вида работы в классном журнале в графе «Что пройдено на уроке». Хранит контрольные работы учащихся в учебном кабинете в течение учебного года. 7.8. Учитель химии Контролирует наличие у учащихся необходимых тетрадей, соблюдение установленного в школе порядка их оформления, ведения, соблюдение орфографического режима. Своевременно составляет график проведения контрольных, лабораторных и практических работ. Количество работ должно соответствовать методическим указаниям и утвержденному учебному плану школы; Соблюдает следующий порядок проверки рабочих тетрадей учащихся: Рабочие тетради всех учащихся всех классов проверяются не реже 1-2 раз в учебную четверть. Проверяет все виды контрольных работ у всех учащихся. Выставляет в классные журналы оценки за контрольные работы учащихся, как правило, к следующему уроку. При количестве уроков в год 70 и более - через 1-2 урока. Оценка выставляется за то число, когда была проведена работа. Проводит работу над ошибками, анализ контрольной работы после проверки контрольных работ, с обязательной фиксацией данного вида работы в классном журнале в графе «Что пройдено на уроке». 9 Хранит контрольные работы учащихся в учебном кабинете в течение учебного года. 7.9. Учитель иностранного языка Контролирует наличие у учащихся необходимых тетрадей, соблюдение установленного в школе порядка их оформления, ведения, соблюдение орфографического режима. Соблюдает следующий порядок проверки рабочих тетрадей учащихся: 5 классы - после каждого урока в течение I полугодия и не реже одного раза в неделю во втором полугодии; 6 классы - после каждого урока у слабых учащихся. У всех учащихся тетради должны быть проверены один раз в неделю; 7-9 классы - после каждого урока у учащихся, имеющих проблемы в обучении, у учащихся, не имеющих проблем в обучении - наиболее значимые работы. У всех учащихся этих классов тетради должны быть проверены раз в две недели. Своевременно по указанию заместителя директора школы по учебно- воспитательной работе заполняет график проведения контрольных работ. Все виды контрольных работ проверяются у всех учащихся. Учитель соблюдает следующие сроки проверки контрольных работ: Все письменные контрольные работы учащихся всех классов проверяются к следующему уроку, а при наличии уроков в год 70 - через 1-2 урока. Выставляет оценки за наиболее значимые работы в классный журнал за то число месяца, когда проводилась работа. Проводит работу над ошибками, анализ контрольной работы после проверки контрольных работ, с обязательной фиксацией данного вида работы в классном журнале в графе «Что пройдено на уроке». Хранит тетради контрольных работ учащихся в течение года в учебном кабинете. 7.10. Учитель информатики и информационно-коммуникационных технологий Контролирует наличие у учащихся тетрадей по учебным предметам, соблюдение установленного в школе порядка их оформления, ведения, соблюдение орфографического режима. Соблюдает следующий порядок проверки рабочих тетрадей учащихся: Тетради всех учащихся всех классов проверяются не реже 1-2 раз в учебную четверть. Учитель соблюдает следующие сроки проверки контрольных работ (тестов). Работы проверяются либо к уроку следующего дня, либо через 1-2 урока. Проводит работу над ошибками, анализ контрольной работы после проверки контрольных работ, с обязательной фиксацией данного вида работы в классном журнале в графе «Что пройдено на уроке». 7.11. Учитель труда (технологии). Контролирует наличие и правильности ведения учащимися тетрадей по предмету. Осуществляет выборочную проверку тетрадей, однако каждая тетрадь должна проверяться не реже 1-2-х раз за учебную четверть. 7.12. Учитель изобразительного искусства Контролирует наличие у обучающихся альбомов для рисования и черчения, тетрадей на печатной основе. Проверяет каждую работу у учащихся всех классов. Работа выдается ученику либо на следующем уроке, либо через урок после ее выполнения. Выставляет оценки в классный журнал за контрольные и наиболее значимые работы за то число, когда проводилась работа. 7.13. Учитель основ безопасности и защиты родины Контролирует наличие и правильность ведения учащимися тетрадей по предмету. Осуществляет выборочную проверку тетрадей, однако каждая тетрадь должна проверяться 10 не реже 1 -2-х раз за учебную четверть. Учитель соблюдает следующие сроки проверки контрольных работ (тестов): 5-9 классы: работы проверяются либо к уроку следующего дня, либо через 1-2 урока. Проводит работу над ошибками после проверки контрольных работ. 8. Контроль за ведением тетрадей и качеством их проверки администрацией школы: 8.1. Контроль за ведением тетрадей и качеством их проверки администрацией школы осуществляется в соответствии с планом работы по следующей схеме: Учитель; Класс; Соответствие количества тетрадей количественному составу класса; Выполнение единого орфографического режима; Регулярность проверки; Соответствие отметок существующим нормам; Качество проверки тетрадей (пропуск ошибок, аккуратность исправления, слово учителя в тетради и т.д.); Система работы над ошибками (работа над каллиграфией, классификация ошибок, индивидуальная работа учащихся над собственными ошибками); Внешний вид тетрадей (оформление, аккуратность ведение, единообразие надписи тетрадей); Объём классных и домашних работ, соответствие возрастным нормам; Разнообразие форм классных и домашних работ; Дифференцированный подход.